ЗАО "МОТОРСЕРВИС"
|
Инженерно-технический центр
Распродажа запчастей Mercury

Масла для четырехтактных подвесных моторов.

На этот раз отвечаем на вопросы читателей об особенностях применения масел для четырехтактных подвесных моторов (начало - см."КиЯ" №200,201).
-Что делать, если в масло попала вода, и можно ли каким-нибудь образом от нее избавиться?
-Если в масло четырехтактного двигателя попала вода (неважно почему), его необходимо заменить полностью, причем при ближайшей возможности. Эмульсия, которая получается при смешивании масла с водой (белесая и немного вспененная жидкость) "убивает" мотор практически за два-три часа работы на максимальных или близких к ним оборотах.
Избавиться от воды в масле, если оно уже хотя бы несколько минут поработало в двигателе, не удастся. Сегодня производится довольно большое количество сортов биоразлагаемых масел. Если в такое масло попала вода, то начинается быстрый процесс его разложения. Выводы напрашиваются сами собой.
-Можно ли использовать автомобильное или мотоциклетное масло при эксплуатации четырехтактного подвесного мотора?
-Если есть острая в этом необходимость, то какое-то время эти масла можно использовать без ощутимого вреда для мотора. Однако, поскольку масла для четырехтактников рассчитаны на определенные условия работы и температурный режим, длительное использование автомобильных или мотоциклетных масел может негативно сказаться на состоянии силового агрегата в целом, а также способствовать выходу из строя механизма ГРМ и поршневой группы.
-Как часто надо менять масло в четырехтактном моторе?
-Частота смены масла обычно прописана в инструкции по эксплуатации каждого конкретного мотора. Напомним: независимо от наработки мотора масло следует заменять каждый новый сезон, т. е. после зимнего хранения в картере иотора должно быть новое (свежее) масло, даже если вы сравнительно недавно пополняли его запас.
-Можно ли смешивать масла различных производителей?
-Нет. Смешивать различные марки масел не рекомендуется, так как возможны вспенивание и другие негативные последствия. Дело в том, что различные производители добавляют в состав масел разные присадки, которые могут вступать в реакцию друг с другом и нарушать процесс работы масла. В итоге могут пострадать ГРМ и поршневая группа.
-Можно ли использовать в старом четырехтактном моторе современное четырехтактное масло?
-Все современные масла, предназначенные для использования в таких моторах, можно использовать и в моторах старых выпусков, вплоть до 1980 г. Правда, следует иметь в виду, что масла на синтетической основе имеют повышенную по сравнению с маслами на минеральной основе текучесть, также у них выше проникающая способность и лучше моющие свойства. Иными словами, залив синтетическое масло в старый мотор, вы, скорее всего, увидите, что оно будет подтекать в тех местах, где раньше не подтекало. Сегодня в магазинах есть достаточный выбор высококачественных минеральных масел, которые с успехом можно использовать в старых моторах. При выборе масла для четырехтактного "ветерана" надо также учитывать, что моторы старше 15 лет были рассчитаны на применение масел, менее насыщенных различными присадками, в том числе и моющими. Поэтому, если мотор долго не эксплуатировался или эксплуатировался с применением низкокачественных масел, то при первой заправке маслом нового поколения, особенно синтетическим, имеет смысл примерно вдвое сократить его наработку до смены масла.
-Имеет ли смысл применять специальные присадки к маслу, которые продаются для автомобильных масел?
-Вопрос с "присадками" пока открыт. На самом деле то, что вы имеете в виду, является не присадками, а восстанавливающими антифрикционными препаратами. Специальные исследования особенностей их применения в маслах для подвесных четырехтактных моторов не проводились, поэтому рекомендовать их к применению мы не возьмемся, несмотря даже на то, что в мире автомобильных моторов некоторые антифрикционные препараты уже получили должное признание и успешно используются водителями. Что касается подвесных моторов, то лучше воздержаться от их применения либо придется действовать на свой страх и риск.
-Как долго можно хранить масло для четырехтактных моторов?
-Срок хранения большинства сортов масла составляет около пяти лет. Более точно срок хранения можно узнать у продавца или найти информацию в сопровождающих документах. Масло в открытой таре (если, к примеру, банка хотя бы один раз открывалась) не рекомендуется хранить более двух лет. Срок открытого однажды биоразлагаемого масла еще меньше - не более одного года.
-Слышал от автомехаников, что лучше для двигателя использовать постоянно одно и то же масло, так ли это в отношении подвесных моторов?
-Специальных исследований по этому поводу не проводилось, однако это утверждают многие механики. По какой причине - точной информации нет, но моторы действительно "привыкают" к марке (сорту) масла, и им с "родным" маслом работать легче.
-Можно ли в случае необходимости использовать масло, предназначенное для двухтактных моторов?
-Нет. Работа мотора на современном двухтактном масле может оказаться для него "смертельно" опасной. В крайнем случае можно на короткое время залить "универсальное" масло МС-20 или его аналоги, предназначенные для различных поршневых моторов. Залив МС-20 в четырехтактный мотор, необходимо придерживаться следующего правила: при движении по воде мотор должен работать в режиме средних оборотов, т. е. в диапазоне от 2000 до 3500 об/мин, не выше. Длительная работа в режиме максимальных оборотов для высоконагруженных моторов может закончиться плачевно.
Игорь Владимиров
"Катера и Яхты" №202 (2006 год)
Опубликовано с разрешения редакции журнала "Катера и Яхты"